Главная » Статьи » Тренировка » Ката

Ката в каратэ-до кёкусин. Фрагмент книги Рояма Хацуо, Окадзаки Хирото.

Фрагмент книги: Рояма Хацуо, Окадзаки Хирото. Ката-кара манабу каратэдо. Каратэдо дзётацу манюару («Каратэдо, которому можно научиться с помощью ката. Пособие по совершенствованию технического мастерства в каратэдо»). Токио, «Китэнся», 2005.

Базовая техника каратэ и ката


1. История каратэ

окинаваТочно истоки каратэ не известны. В настоящее время, благодаря прогрессу в исторических изысканиях, считается, что на остров Окинава, где издревле существовало боевое искусство под названием «Тэ», из Китая, с которым Окинава (в то время – Королевство Рюкю) поддерживала торговые связи, было принесено китайское кулачное искусство кэмпо (кит. цюаньфа), и в результате синтеза двух этих боевых искусств сложилось современное каратэ.

Утверждают также, что благодаря тому, что в эпоху Эдо (1603-1867) Окинава находилась под владычеством японского княжества Сацума и была разоружена, особенно большое развитие там получило искусство боя без оружия, а, кроме того, очевидно, что в процессе контактов с Японией боевое искусство Окинавы испытало на себе влияние японских будо.

Мы полагаем, что можно выделить четыре основных течения в каратэ: направление Сюритэ, направление Нахатэ, направление Томаритэ и группу стилей с китайскими корнями.

Сюритэ

В Сюри, столице королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых искусств из числа местных дворян, служивших в королевском дворце. Считается, что благодаря двум из них, Сакугава Канга и его ученику Мацумура Сокон, сложилось боевое искусство района Сюри.

Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу выдающегося мастера искусства боя палкой – бодзюцу (кондзюцу).

Мацумура же не только изучил китайское кулачное искусство, но и получил мастерский сертификат о «полной передаче» учения (кайдэн) в японской школе искусства меча Дзигэн-рю. Мацумура оказал большое влияние на боевое искусство Сюри, его боевое мастерство оценивается чрезвычайно высоко. С его именем связано сохранившееся до наших дней ката Мацумура-но Пассай.

Итосу Анко (1831-1915), которого называют «отцом современного каратэ», был учеником Мацумура. Утверждают, что Итосу от природы был наделен замечательными физическими данными и обладал такой чудовищной силой, что даже мог раздавить зеленый бамбук, сжимая кисть. Характером это был человек мягкий и честный. Его любимым ката было ката Найфантин, и он даже сочетал обычную ходьбу с используемыми в этом ката перемещениями со скрещиванием ног, за что заслужил почтительное прозвание «Итосу, ходящий как краб». Итосу также приложил большие усилия для популяризации каратэдо и, когда в 1905 году каратэ было введено в качестве обязательного предмета в программу педагогического училища и средней школы на Окинаве, стал преподавателем этого предмета. В этот период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и разработал серию ката Пинъан. Удалив из них опасные технические приемы и превратив их в эффективные с точки зрения физического воспитания комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для изучения начинающими, в первую очередь школьниками.

Кэнва

У Итосу было чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969), основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин (первоначально учился каратэ стиля Сюритэ у мастера Адзато; «Сёто» – литературный псевдоним Фунакоси) и другие. Позднее сэнсэй Мабуни переехал в Японию и приложил большие усилия для распространения там каратэ, поселившись в Осака. Сэнсэй Фунакоси по приглашению основателя Кодокан дзюдо Кано Дзигоро переехал в Токио и распространил каратэ на востоке Хонсю, преимущественно среди студентов.

Нахатэ

Среди дворян из Наха, порта, находящегося неподалеку от столицы королевства Рюкю Сюри, также исстари было немало мастеров боевых искусств, а со времени жизни мастера Хигаонна Канрё (1853-1915) местный стиль каратэ получил название «Нахатэ».

Хигаонна считается «отцом современного Нахатэ», своему боевому искусству он, как утверждают, научился у Арагаки Сэйсё из Кумэ-муры. Сохранились записи о том, что Арагаки в 1867 году демонстрировал во дворце Сюри ката Сэйсан по случаю прибытия на Окинаву китайского посольства для официальной интронизации рюкюсского монарха. Хигаонна прошел суровую школу под руководством Арагаки и стал первым силачом во всем городе Наха, а затем отправился в китайский порт Фучжоу, потому что уже давно хотел изучать кэмпо на родине этого боевого искусства. Там он стал учеником знаменитого мастера ушу Ру Руко. У него Хигаонна учился стилю Кулак Голосящего журавля – Минхэ-цюань. После трех лет занятий Хигаонна вернулся на Окинаву, но более десяти лет никому не показывал то искусство, которому научился в Китае. Тем не менее, постепенно все больше и больше молодых людей загорались желанием обучаться у него боевому искусству, с их приходом в школу Хигаонна начался золотой век Нахатэ. В числе этих учеников Хигаонна, с именами которых связан этот золотой век Нахатэ, были Кёда Дзюхацу (1887-1968) и Мияги Тёдзюн (1888-1953), а также Мабуни Кэнва, который обучался также у Итосу Анко.

После кончины Хигаонна группа учеников сэнсэя Кёда стала действовать под названием «Тоон-рю» - «Школа мастера Хигаонна», причем Кёда прилагал все усилия, чтобы сохранить учение мастера Хигаонна в неприкосновенности. Он преподавал каратэ, поселившись в префектуре Оита.

Сэнсэй Мияги привнес в школу Хигаонна плоды своих исследований каратэ, увеличил число изучаемых ката и назвал свою школу «Годзю-рю» - «Школа Жесткости и Мягкости», для преподавания ее он выезжал в центральную Японию и даже на Гавайи.

Ката группы Гэкисай являются базовыми ката, разработанными мастером Мияги.

Сэнсэй Мабуни, взяв начальные иероглифы из фамилий двух своих учителей, назвал свою школу «Сито-рю» - «Школа Итосу и Хигаонна». Считается, что в настоящее время традиция Нахатэ представлена прямой линией его последователей, идущей через мастера Кёда Дзюхацу, школой мастера Мияги Тёдзюн Годзю-рю, в которой различаются окинавское и японское направления, и группой ката Нахатэ в арсенале школы Сито-рю.

Томаритэ

Порт Томари расцвел как порт, через который рюкюсский двор торговал с зарубежьем. В этом месте жило множество иностранцев, в первую очередь – китайцев. Последователи боевых искусств из Томари обучались боевым искусствам у воинов, которые попадались в числе этих иностранцев. И, как считается, здесь сложилась самостоятельная техническая традиция каратэ, отличающаяся от традиций Сюритэ и Нахатэ.

Мацумора Косаку (1829-1898), который считается «отцом современного Томаритэ», учился у двух мастеров – Тэруя и Уку. Он посвятил каратэ всю свою жизнь и поднял направление Томаритэ до уровня боевых искусств Сюри и Наха. Мацумора считался великим мастером прямых ударов кулаком – цуки. Его боевое искусство через Иха Котацу было унаследовано Накасонэ Сэйю.

Мастер Нагаминэ Сёсин, который изучал и Сюритэ, и стиль Томаритэ, широко распространил свой стиль под названием «Мацубаяси-рю» - «Школа Соснового Леса» (иероглиф «Мацу» - «Сосна» - является первым в фамилиях Мацумура и Мацумора, то есть здесь зашифрована отсылка к историческим корням школы – А. Г.).

Группа стилей с китайскими корнями

В отличие от трех названных выше стилей, мы выделяем также группу самостоятельных стилей с китайскими корнями, которые наследовали ката, принесенные из Китая. Самым типичным из них можно назвать школу Уэти-рю.

Школа Уэти-рю была основана Уэти Камбун (1877-1948). Уэти, уклоняясь от призыва на военную службу, бежал в Китай и там изучал стиль кулачного искусства под названием «Пангайнун» под руководством мастера Сю Сива. В этой школе передаются три ката и серия тренировочных упражнений котэ-китаэ – дословно «закалка запястий». Вернувшись в конце концов на родину, Уэти основал «Центр изучения каратэдзюцу школы Пангайнун-рю» и начал преподавать свою школу каратэ. В эпоху Сёва (1926-1988) она получила название «Уэти-рю» - «Школа Мастера Уэти», а после окончания Второй мировой войны начала распространяться по миру, имея главным центром остров Окинава. Школу Камбун наследовали его потомки – сын Канъэй и внук Кансэй. Кроме Уэти-рю, к этой группе можно отнести также школу Рюэй-рю, которая наследуется из поколения в поколение от отца к сыну.

2) Школы каратэ и разновидности ката

Наш многоуважаемый учитель Накамура Хидэо говорит: «В каратэ школ не существует». Действительно, изначально в каратэ не существовало школ с типичными для японских боевых искусств названиями – «Такая-то и такая-то рю». Только когда окинавские мастера завезли каратэ с Окинавы в Японию, чтобы закрепить положение своего боевого искусства как одного из видов японского будо, по примеру других японских боевых искусств они стали давать своему искусству имена по японскому образцу – «Такая-то и такая-то рю». Так, поскольку Ассоциация воинской доблести Великой Японии отказывалась регистрировать окинавское боевое искусство просто как каратэдо, Мабуни был вынужден назвать свою школу «Сито-рю», а Мияги свою – «Годзю-рю».

Как бы там ни было, каратэ – это каратэ, однако у каждого ката каратэ и у каждого человека, изучающего это боевое искусство, есть свои особенности. В последние десятилетия появилось много «школ» каратэ, но, с точки зрения технических особенностей, как нам представляется, все эти школы представляют собой всего лишь центры притяжения различных групп занимающихся. Поэтому вопросы типа «какая школа является ортодоксальной?», «какая школа является традиционной?» лишены всякого смысла, ведь если брать слова «ортодоксия» и «традиция» в их строгом значении, то можно сказать, что все каратэ, распространившееся в Японии, куда оно пришло с острова Окинава, не является ни ортодоксальным, ни традиционным. В действительности же важно то, У КОГО, ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ изучал тот или иной человек. Мы считаем, что первым шагом к правильному восприятию каратэ будет осознание того факта, что название школы или федерации – это всего лишь вывеска, и ничего более. Кстати, в прошлом на Окинаве существовало общество, в котором наставники разных школ совместно изучали и исследовали каратэ, обменивались своими знаниями и идеями в области ката и бункай – вариантов применения технических действий ката. Точно так же и сосай Ояма Масутацу изучал и школу Сётокан, и школу Годзю-рю. Рассказывают, что он также изучал на Окинаве школу Кобаяси-рю. Что же касается каратэ Кёкусин, то можно сказать, что это направление каратэ представляет собой ту технику, которую изучал сосай Ояма, с дополнениями и изменениями, внесенными его старшими учениками эпохи Ояма-додзё. Это направление характеризуется учебными и соревновательными поединками с нанесением ударов в контакт, большими, чем в других организациях, физическими нагрузками на тренировках, но ничем более, в сущности, от других направлений каратэ не отличается. Проблема в том, что в последние годы каратэ Кёкусин скатилось до занятий только той техникой, которая может быть реализована в условиях соревнований, проходящих по условным правилам, и из-за этого у многих сложилось превратное представление о том, что представляет собой каратэ Кёкусин.

Очень важно правильно изучать ката и правильно их передавать. Можно сказать, что ката – это учебник и одновременно – ценное культурное достояние. Мы должны постоянно ощущать свою ответственность за то, чтобы правильно изучить ката и правильно передать их нашим ученикам, не позволяя себе по своему произволу вносить в ката изменения и не удовлетворяясь своим несовершенством.

Далее перечислены важнейшие ката различных направлений каратэ.

В Кёкусин-кан ката, утвержденные сосаем Ояма Масутацу, составляют группу «Утвержденных ката» (Сэйтэйката), а ката, унаследованные с Окинавы, которые планируется включить в программу, составляют группу «Старинных ката» (Корюката).

Ката направления Сюритэ

Найфантин сёдан, Найфантин нидан, Найфантин сандан, Пинъан сёдан, Пинъан нидан, Пинъан сандан, Пинъан ёдан, Пинъан годан, Пассай Дай, Пассай Сё, Кусанку Дай, Кусанку Сё, Сихо Кусанку, Дзиттэ, Дзион, Дзиин, Ананку, Сэсан, Вансу, Тинто, Нисэси, Годзюсихо (Усэси) и др.

Ката направления Нахатэ

Сантин, Тэнсё, Гэкисай Дай ити, Гэкисай Дай ни, Сайфа, Сансэру, Сэйэнтин, Сэпай, Сисотин, Сэсан, Курурунфа, Супаринпэй и др.

Ката направления Томаритэ

Найфантин сёдан, Найфантин нидан, Найфантин сандан, Тинто, Рохай, Пассай, Кусанку, Вансю, Ванкан, Ринкан и др.

Ката иных направлений

Сантин, Сэсан, Сэтин, Кансива, Кансю, Сансэру, Пайку, Патю, Хэйку, Анан, Нипайпо, Янцу, Папурэн, Нэпай.

Ката Кёкусин-кан

«Утвержденные ката» (Сэйтэйката):

Тайкёку соно ити, Тайкёку соно ни, Тайкёку соно сан, Пинъан соно ити, Пинъан соно ни, Пинъан соно сан, Пинъан соно ён, Пинъан соно го, Гэкисай Дай, Гэкисай Сё, Янцу, Сайха, Сэйэнтин, Канку, Гарю, Сэпай, Сусихо (Усэси, Годзюсихо), Сантин, Тэнсё

Необязательные («справочные») ката:

Пинъан соно ити ура, Пинъан соно ни ура, Пинъан соно сан ура, Пинъан соно ён ура, Пинъан соно го ура, Цуки-но ката

«Старинные ката» (Корюката):

Найфантин сёдан, Найфантин нидан, Найфантин сандан, Сэсан, Пассай, Кусанку, Супаринпэй, Усэси

3) Зачем изучать ката каратэ?

В последние годы появилось немало организаций каратэ, которые не практикуют ката. Они считают, что в каратэ, ориентированном на реальный бой, ката не нужны. Каратэ Кёкусин тоже пережило такой период в своей истории, и на самом деле даже сегодня многие инструкторы разделяют такую точку зрения.

Однако стоит присмотреться к той технике, которую предлагают эти каратисты – радетели боевого каратэ, и обнаруживается, что их техника представляет собой всего лишь варианты бункай каких-то фрагментов ката. Они думают, что изобрели какую-то «боевую технику», а в действительности в ката, которые оставили нам предшественники, этой «боевой техники» имеется предостаточно!

В ката обобщена самая эффективная техника, которая когда-то кому-то из них позволила уцелеть в бою без всяких правил, когда ставкой была сама жизнь. В действительности, наши предшественники сохранили в ката гораздо больше боевых приемов, нежели мы с вами сегодня можем придумать. Поэтому для нас именно ката являются учебниками каратэ, исторической хроникой смертельных битв.

Существуют разные ката. Одни обучают самым базовым способам использования тела, другие – отражают реальный бой. Поэтому очень важно изучать их последовательно, систематически и точно. В ката много движений которые, как нам кажется, трудно выполнить, но поскольку как раз они являются тем заданием, которое необходимо выполнить, чтобы овладеть правильными движениями каратэ, мы не должны останавливаться на полпути и изменять ката так, как нам удобнее, поскольку, если мы будем плутовать с техникой ката, мы никак не сможем овладеть той техникой, которая заложена в ката.

Говорят, что для того, чтобы освоить в совершенстве одно ката, требуется 30 лет. Просто запомнить последовательность движений в ката – предел стыда. Нужно твердо усвоить, что настоящая практика ката только начинается с того момента, когда последовательность движений заучена натвердо.

В этой книге представлены самые базовые ката каратэ Кёкусин – группа ката Пинъан и Гэкисай Сё. Все эти ката обязательно сдаются на экзаменах при восхождении от начального уровня при поступлении в школу к получению черного пояса. Поэтому их необходимо твердо освоить.

Бодзюцу

Кроме того, в книге в приложении представлено одно из ката бодзюцу – техники боя палкой. Бодзюцу – это искусство боя оружием, которое является обязательным дополнением к каратэ, поэтому авторы очень хотели бы, чтобы читатели изучили и это ката.







Бункай кумитэ


бункай

Бункай кумитэ – это ката условных стандартизованных поединков с расписанными ролями участников (якусоку кумитэ), разработанное для объяснения движений ката. Многократное выполнение этих якусоку кумитэ на тренировках позволяет не только понять смысл движений ката, но и овладеть практическим применением этих движений в условиях взаимодействия с противником.

Существуют различные варианты отработки бункай кумитэ, используемые на разных этапах обучения, – от самых базовых, в которых движения выполняются в точном соответствии с теми движениями, которые представлены в ката, до бункай кумитэ высокого уровня, в которых прорабатывается применение приемов в реальном бою. Правильная методика занятий требует последовательности: на начальном этапе ученик должен изучить базовые варианты бункай кумитэ, а, освоив их в совершенстве, перейти к практике более сложных вариантов.

Начав тренироваться по этой методике, вы обнаружите, что «двигаться как в ката» в базовых бункай кумитэ гораздо сложнее, чем кажется поначалу. Можно даже сказать, что отправной точкой в этой практике является осознание того факта, что в действительности вы «не можете двигаться».

Есть немало людей, которые утверждают, что «технику ката невозможно использовать», но это верно только в отношении тех, которые «не могут двигаться». «Не можешь двигаться» - значит и «не можешь применить», бессмысленно желать достичь результата вдруг и без труда. Чтобы получить нужный результат, нужно последовательно пройти все этапы тренировки по правильной методике.

Для достижения высокого уровня мастерства в бункай кумитэ очень важно «поймать» правильную дистанцию во взаимодействии с противником. В этом очень большую роль играют правильные стойки и перемещения. При этом необходимо понять, что изменять движения ката по своему собственному произволу в соответствии со своим личным их пониманием – значит создать самые большие препятствия для достижения мастерства в ката. Очень важно овладеть теми движениями, которые кажутся неудобными, нельзя подстраивать движения под себя, облегчая себе задачу в бункай кумитэ.

Тренировка в ката не сводится к одному только запоминанию порядка движений. Целью практики ката является достижение такого уровня, когда вы будете способны эффективно действовать во взаимодействии с противником. Поэтому тренировка бункай кумитэ является неотъемлемой частью тренировки в ката.

Даже на базовом уровне имеется целый ряд вариантов бункай кумитэ, которые невозможно освоить все сразу. Имейте в виду, что гораздо ценнее освоить один вариант бункай кумитэ так, чтобы быть в состоянии применить его, чем получить общее представление обо всех.

В этой книге мы представили 10 базовых вариантов бункай кумитэ, отобранных из многочисленных бункай кумитэ, разработанных для объяснения движений ката группы Пинъан, они составляют Стандартное ката кумитэ (Сэйтэй кумитэ ката). Эти бункай кумитэ сконструированы таким образом, чтобы движения в них были максимально близкими к движениям ката, и их невозможно применить в реальном бою в их неизменном виде. В Сэйтэй кумитэ ката используются стандартные приемы нападения и защиты, не применяемые в реальном бою, но ключевые моменты этих бункай кумитэ позволяют приблизиться к сути приемов нападения и защиты. И атакующий, и защищающийся должны отбросить мысль о том, что они практикуют условный бой, и тренироваться с таким настроем, словно сражаются по-настоящему, стремясь уложить противника с одного удара.

На тренировках бункай кумитэ необходимо меняться ролями и отрабатывать как технику атаки, так и технику защиты и контратаки, однако обычно на тренировках более продвинутый ученик играет роль атакующего, чтобы помочь младшему товарищу вырасти в техническом мастерстве. Дело в том, что поставить правильную технику защиты и научиться своевременно контратаковать можно только в том случае, если атакующий атакует правильно.

Важно также понять, что, хотя движения ката и фиксированные, каждое из них подразумевает множество вариантов развития, в которых используются дополнительные движения. Если атака проводится не так, как подразумевается в ката, то защищающийся также должен изменить ката. Практика бункай кумитэ способствует выработке этой гибкости, которая позволяет бойцу изменяться по ситуации.

Категория: Ката | Добавил: KharkovVS (06.09.2012)
Просмотров: 3463